загрузка...

Зарубежная литература

Сочинения на свободную тему

Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы. Тема моря важна для романтической поэзии Пушкина.

Стихотворение "К морю" написано в 1824 г. Это был переломный период для Пушкина - период перехода от романтизма к реализму. Оно завершает романтический период пушкинского творчества.

В стихотворении "К морю" поэт прощается не только со "свободной стихией", но и романтическим мироощущением. Поэтическое изображение моря сочетается здесь с философскими размышлениями поэта о своей личной судьбе, о судьбах "властителей дум" современников Пушкина - Наполеона и Байрона.

Начинается стихотворение элегически-величаво, торжественно, раздумчиво:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Это начало сразу вызывает в памяти поэтические и вместе с тем зрительные ассоциации. Представляется одинокая, задумчивая фигура поэта на фоне безбрежной морской стихии.

Море для Пушкина - всегда символ абсолютной свободы, мощи стихийных сил природы, не зависящей от воли человека. Оно вызывает в душе поэта мысли о побеге в неведомые страны, романтический порыв к другим небесам, к иным, свободным стихиям.

В стихотворении "К морю" мотив побега звучит не сразу. Ему предшествует пейзажная зарисовка бескрайнего моря. Оно вольно и безостановочно катит свои "волны голубые", никто не в силах обуздать его "своенравные порывы". Человек бессилен перед этой величественной, мощной и своевольной стихией:

Смиренный парус рыбарей
Твоею прихотью хранимый
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Созерцание моря, его бескрайних просторов приводит Пушкина к раздумью о своей судьбе, о тех надеждах и мечтах, которые владели поэтом в период южной ссылки. Это были мечты о "поэтическом побеге" в иные края, иные страны, тщетные надежды "навек оставить… скучный, неподвижный брег". Но этому не суждено было случиться: поэт остался "у берегов" окованный, очарованный "могучей страстью".

В стихотворении появляется новое отношение к Наполеону. Пушкин говорит о нем как о романтическом герое, как о человеке, который оставил заметный след в истории, в судьбах людей. Затерянная посреди моря скала - последний приют Наполеона, его "гробница славы" - символ крушения честолюбивых надежд этой противоречивой исторической личности:

Одна скала, гробница славы…
Там погружалась в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

В стихотворении Пушкин говорит о трагичности судьбы Наполеона: "Там он почил среди мучений".

Образ Наполеона по ассоциации в памяти вызывает образ "другого гения", другого "властителя дум" - Байрона. Незаурядная личность Байрона, его вольнолюбивое творчество, его героическая смерть в сражающейся за свободу Греции не могли не волновать воображения Пушкина.

Строфы о Байроне - певце свободы человека, певце моря - находятся в непосредственной внутренней связи с темой стихотворения, посвященного морю, "свободной стихии". Впечатления от созерцания моря помогают Пушкину раскрыть образ мятежного поэта, который был как бы создан "духом моря", был, как океан, "могущ, глубок и мрачен" и также "ничем не укротим", как неукротимы море и океан.

В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире, из которого ушли гениальные "властители дум: один "погрузился" "в хладный сон", "угас", другой "умчался", "как бури шум":

Мир опустел…Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

В последних двух лирически-взволнованных строфах поэт вновь, теперь уже навсегда, прощается с морем, в последний раз обозревает его необозримые и бескрайние просторы, в последний раз любуется его "торжественной красотой". Свободный и величавый гул моря еще долго будет слышен поэту "в глуши, во мраке заточенья" михайловской ссылки:

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.




Похожие сочинения:
Еще сочинения:
Рекомендуем: