загрузка...

Зарубежная литература

Сочинения на свободную тему

Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского "Светлана". "В балладе, - по словам Белинского, - поэт берет какое-нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя..." "Светлана" - одна из лучших баллад Жуковского.

Подробнее...

Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия "Вечер" еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей "священный круг", "песни пламенны и музам и свободе". В ночи поэт чувствует свое одиночество: "Лишенный спутников, влача сомнений груз, разочарованный душою..." Поэт растворен в природе и не противостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто враждебное его душе. Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни. Восклицание о возможности близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания.

Подробнее...

Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского "Море". Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и "облака золотые", и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения "безмолвное море, лазурное море" помогает созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: "Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу". При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе "глубокую тайну". Отсюда - метафоры, сравнения, олицетворение: море "дышит", оно наполнено "смятенной любовью, тревожною думой". Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:

Подробнее...

Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал "певцом сердечным утра". По натуре своей Жуковский не был борцом, его "жалобы" никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью:

О милый гость, святое прежде,
Зачем в мою теснишься грудь?
Могу ль сказать: живи, надежде?
Скажу ль тому, что было: будь?

"Песня" Жуковского ясна, музыкальна, исполнена поэтическим настроением и глубокой грустью о былых днях:

Подробнее...